Отчет №1-ДОЗ и радиационно-гигиенический паспорт (РГП)

При обнаружении нарушений сроков отчетности 1-ДОЗ и РГП обратитесь к нашим специалистам. Вам будут предложены варианты решения по устранению допущенных нарушений, в случае необходимости мы разработаем документы и представим их в соответствующие органы.

Радиационная безопасность населения – важнейший аспект экологического благополучия. Права гражданина на радиационную безопасность закреплены в федеральном законе «О радиационной безопасности населения» в 1995 году. Ст. 14 Федерального закона устанавливает обязанность для предприятий, использующих техногенные источники ионизирующего излучения контролировать радиационный фон на рабочих местах, в производственных помещениях, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения. Кроме того, организация обязана учитывать индивидуальные дозы облучения работников. Контроль за этим, и другими процессами возложен на субъекты РФ в рамках их полномочий (ст. 6 ФЗ «О радиационной безопасности»). В частности, организации, использующие техногенные источники ионизирующего излучения, должны предоставлять отчеты о радиационной обстановке уполномоченным органам на уровне субъекта РФ. Такие сведения отражаются в отчете ДОЗ-1 и радиационно-гигиеническом паспорте (РГП).

Радиационно-гигиенический паспорт (РГП) – это документ, в котором отражены параметры работы организации, использующей техногенные источники излучения. Паспортизация таких организаций введена с 1998 года, постановлением правительства РФ №93. РПГ – основной документ, в котором отражены характеристики радиационной безопасности предприятия и территорий. Он необходим тем организациям, которые используют в своей деятельности техногенные ИИИ (медицинские и промышленные) и имеет на этот вид деятельности СЭЗ.

В РГП должны быть отражены следующие параметры:

  • Количество объектов с источниками ионизирующего излучения;
  • Разделение объектов по уровню опасности;
  • Численность сотрудников, взаимодействующих с ИИИ;
  • Численность населения, проживающего в зоне наблюдения;
  • Данные о дозах облучения сотрудников и населения;
  • Параметры природного и техногенного облучения;

Важной составляющей паспорта является заключение Госсанэпиднадзора о радиационной обстановке на территории наблюдения, оценке качества контроля за обстановкой, рекомендации по улучшению параметров безопасности. 

Радиационно-гигиенический паспорт составляется лицом, которое отвечает за радиационную безопасность организации. Это лицо должно быть назначено приказом руководителя. Паспорт составляется на основании данных службы радиационной безопасности, а так же третьих лиц, привлеченных  в установленном порядке для производства измерений и исследований.

Радиационно-гигиенический паспорт ежегодно предоставляется в региональное отделение Роспотребнадзора до 1 апреля включительно после года, следующего за отчетным периодом. При составлении документа используются данные отчетов по формам – 1-ДОЗ, 2-ДОЗ, 3-ДОЗ, 4-ДОЗ. 

Эта форма подачи сведений утверждена Госкомстатом и содержит в себе данные о дозах облучения, полученных в течение года работниками, которые находятся под индивидуальным дозиметрическим контролем. Отчет №1-ДОЗ предназначен для отражения сведений при штатной работе предприятия. В случае аварий или сбоев в работе составляется отчет по форме 2-ДОЗ.

1-ДОЗ составляется при помощи специально разработанной программы «ФФ-12». Сдавать отчет необходимо ежегодно, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Программа предоставляет возможность автоматического формирования файла для отправки электронным способом в государственные органы. Эта программа предполагает внесение данных с клавиатуры о дозах облучения каждого работника. Эти данные отражены в протоколах снятия параметров с индивидуальных дозиметров за год. При этом необходимо вносить детальные сведения о каждом сотруднике (паспортные данные, должность, СНИЛС).

Документ составляется в двух экземплярах за подписью руководителя и ответственного лица. Один экземпляр предоставляется в контролирующий орган, а другой остается в учреждении. Органом контроля в данном случае будет региональное отделение ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии».

Кроме того, программа формирует специальный файл для отправки в региональное отделение УФС «По надзору в сфере защиты прав потребителей и защите прав человека» и для предоставления сведений в региональный банк данных.

  • Санитарно-эпидемиологическое заключение;
  • ФИО и номер СНИЛС на специалистов группы «А»;
  • Протоколы снятия параметров с индивидуальных дозиметров за отчетный период;
  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Коды статистики.

Субъект, использующий ИИИ, подлежит административной ответственности в случае игнорирования требований контролирующих и надзорных органов представить оговоренные в законе сведения. В случае представления недостоверных сведений организация так же попадает под действие Кодекса об административных правонарушениях:

Ст. 8.5 Сокрытие или искажение экологической информации:

  • Для физ. Лиц и ИП: от 500 до 1 000 рублей.
  • Должностные лица: от 3 000 до 6 000 рублей;
  • На организации: от 20 000 до 80 000 рублей.

Кроме этого, уклонение от сдачи отчетов и другой документации подпадает под действие ст. 6.3 КоАПП. Санкции этой статьи предполагают:

  • Для граждан: предупреждение или наложение штрафа от 100 до 500 рублей;
  • Для ИП: от 500 до 1 000 рублей, или приостановление деятельности субъекта на срок до 90 суток;
  • Для организаций: штраф от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Так же этот кодекс содержит норму ст. 3.9 Непредставление первичных статистических данных:

  • Должностные лица: от 10 000 до 20 000 рублей;
  • На организации: от 20 000 до 70 000 рублей.

При рецидиве:

  • Должностные лица: от 30 000 до 50 000 рублей;
  • На организации: от 100 000 до 150 000 рублей.

Учитывая общественную опасность действий и бездействий, в правоприменительной практике государственные органы активно применяют самые жесткие санкции. Так, в нашей практике были случаи, когда предприятия игнорировали предоставление отчетности на протяжении всего срока действия СЭЗ. В некоторых случаях сумма штрафов доходила до 1 000 000 рублей, и применялась мера приостановки деятельности организации на 90 дней. Совершенно очевидно, что такой простой для организаций губителен.

  • В случае если на протяжении срока действия СЭЗ имелись нарушения порядка сдачи отчетности, то при обращении в органы Роспотребнадзора заявителю будет выдано отрицательное СЭЗ на ИИИ.

  • При осуществлении плановых выездных проверок юридического лица Роспотребнадзором самым распространенным фиксируемым нарушением бывает ненадлежащие оформление РГП или 1-ДОЗ. При обнаружении нарушений руководителю организации выдается представление, обязательное для исполнения. В течение месяца субъект должен подать сведения о мерах по устранению установленных нарушений.
Заказать
exit