Досмотр багажа и ручной клади пассажиров

  1. Как правильно организовать предполетный досмотр
  2. Обязанности пассажиров, проходящих предполетный досмотр
  3. О чем нужно помнить пассажирам во время предполетного досмотра
  4. Досмотр отдельных групп и категорий пассажиров
  5. Права и обязанности сотрудников службы безопасности аэропорта
  6. Перечень веществ и предметов, которые нельзя перевозить в багаже или ручной клади
  7. Некоторые дополнительные правила досмотра багажа в аэропортах

Международное законодательство обязывает сотрудников аэропортов, вокзалов, морских и речных портов осуществлять досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, чтобы исключить вероятность теракта или разбоя во время перелета, переправы или поездки. Но более пристальное внимание обеспечивается все-таки при воздушном сообщении. Потом, помимо пассажиров, процедуре досмотра подвергаются также члены экипажей, персонал гражданской авиации, все грузы, попадающие на судно, бортовые запасы, почта и личные вещи работников.

Все это делается для того, чтобы обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, предотвратить возможность попыток захвата и угона самолетов, а также все прочие вмешательства в деятельность служб перевозки. Перед персоналом, который осуществляет предполетный досмотр багажа, ручной клади и личный досмотр пассажиров, стоит задача своевременно выявить наличие отравляющих, взрывчатых, легковоспламеняющихся, запрещенных к перевозке и потенциально опасных веществ и предметов. Ряд мер в совокупности поможет не допустить проникновения в самолет перечисленных предметов и материалов, а значит и сведет к минимуму вероятность нанесения ущерба для здоровья пассажиров, членов экипажа, сотрудников аэропорта и случайных граждан.

Как правильно организовать предполетный досмотр

Предполетный досмотр ручной клади и багажа должен осуществляться исключительно в помещениях, которые оборудованы для этой цели – пунктах досмотра багажа. В них должны присутствовать технические досмотровые средства, системы видеонаблюдения, сигнализации. Кроме того, для личного досмотра граждан аэропорты оборудуются кабинками или помещениями, предназначенными для индивидуального досмотра граждан.

Контрольно-пропускной и/или досмотровый пункт должны иметь специфическое техническое оснащение. Так, обязательны системы рентгеновского контроля – ручные сканеры, стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлоискатели, системы рентгеновского контроля, технические средства обнаружения взрывчатых веществ, портативные приборы безопасности для обнаружения опасных жидкостей в закрытых емкостях.

Избежать досмотра личного багажа не удастся тем, кто намеревается совершить рейс по международному или внутреннему направлению. И роли здесь не играет ни форма собственности компании, ни принадлежность воздушного судна к той или иной стране.

Предполетные досмотры на международных рейсах выполняются только после того, как пассажиры будут зарегистрированы, пройдут пограничный, таможенный, ветеринарный, санитарно-карантинный и фитосанитарный контроли. Если речь идет о внутренних перелетах, то досмотр багажа будет осуществляться непосредственно перед регистрацией, а досмотр самих пассажиров и ручной клади - сразу после регистрации.

Обязанности пассажиров, проходящих предполетный досмотр

В обязанность пассажира вменяется обязательное предъявление документов, подтверждающих личность, а также всех необходимых перевозочных билетов, бланков и сертификатов. Гражданин также должен продемонстрировать работнику досмотрового пункта все вещи и предметы, которые он собирается брать с собой в ручную кладь. Это касается как сумок и их содержимого, так и верхней одежды, обуви, головных уборов и прочего.

Пассажир обязуется пройти досмотр багажа и ручной клади со всеми техническими приспособлениями, которые работник службы безопасности аэропорта сочтет возможным применить в той или иной ситуации. Если же придется пройти досмотр еще один или несколько раз, то пассажир обязан это сделать по первому требованию.

Если у пассажира обнаруживаются вещи и предметы, которые недопустимо проносить в перевозочный сектор, то он обязан оставить их на контрольно-пропускном пункте. Но в случае, когда у гражданина при досмотре багажа обнаруживаются опасные или потенциально опасные вещи и предметы, сотрудник аэропорта вправе активировать сигнал тревоги и произвести задержание нарушителя вплоть до прибытия полиции.

В перевозочный сектор не допускаются лица, которые не имеют проездных билетов и иных правовых оснований для нахождения на этой территории.

Пассажир обязан внятно и четко ответить на вопросы службы безопасности о своих возможных связях с физическими лицами, которые совершили или были уличены в подготовке противоправных действий в аэропортах или воздушных судах.

О чем нужно помнить пассажирам во время предполетного досмотра

Гражданам следует помнить еще о некоторых правилах, касающихся прохождения досмотра багажа пассажиров:

1. Паспорт и посадочный талон стоит держать в руках или в кармане, чтобы при первой же необходимости предъявить их проверяющему.

2. Чемоданы, сумки и пакеты, которые пассажир планирует перевозить в самолете, необходимо размещать на ленте досмотра багажа, чтобы просканировать.

3. Металлические предметы из карманов желательно сразу переложить в сумку, чтобы обеспечить быстрое и беспроблемное прохождение через рамку металлодетектора.

4. Верхнюю одежду, головной убор, шарф и прочие аксессуары следует положить в специальную корзину, которые есть во всех залах предполетного досмотра. К обуви и ремням выдвигаются особые требования. Так, обувь можно не снимать, если высота каблука не превышает 2,5 см, а подошва не толще 1 см. Ремень шириной менее 4 см и толщиной не более 0,5 см можно оставить на теле. Если показатели больше, аксессуар и обувь придется снять. Если у проверяющего

возникают какие-то сомнения, он может попросить пассажира снять указанные предметы вне зависимости от их физических параметров.

5. Для электронных приборов предусмотрен отдельный контейнер. В него нужно поместить плееры, планшеты, ноутбуки, телефоны и прочие гаджеты.

6. Электронные устройства и детские игрушки могут проверить с помощью особого сканера, к чему следует быть готовым.

Досмотр отдельных групп и категорий пассажиров

Далеко не все граждане могут проходить через рамки металлодетекторов или подвергаться сканированию ручным оборудованием. Так, особенно внимательными следует быть гражданам, у которых присутствует кардиостимулятор или имплант иного типа. Этим пассажирам придется заранее запастись сопроводительными медицинскими документами, подтверждающими наличие устройства в теле. Подойдет послеоперационная выписка или медицинская справка, указывающая на наличие импланта. В этом случае сотрудники аэропорта будут обязаны провести ручной досмотр багажа, клади и самого пассажира.

Еще две группы пассажиров, которые имеют ограничения на досмотр с помощью рамки металлодетектора или портативного сканера - беременные женщины и маленькие дети. Наличие вреда от воздействия рамки металлодетектора до сих пор не доказано, как не доказана и его безопасность. Никаких исследований на этот счет не проводилось, что можно считать основанием для обеспечения особых условий досмотра для женщин в положении и детей младше 5 лет.

Права и обязанности сотрудников службы безопасности аэропорта

Сотрудники службы безопасности аэропорт вправе инициировать сверку и/или проверку документов любого из пассажиров. Делать это они могут при выходе в досмотровый пункт, перемещениях внутри аэропорта, прохождении в перевозочный сектор или же при нахождении внутри него.

Представитель СБ аэропорта обязан строго соблюдать правила эксплуатации технических средств, используемых при обеспечении техники безопасности. Если гражданин отказывается от досмотра с помощью специальных приспособлений или технических средств, ссылаясь на состояние здоровья или иные причины, сотрудник обязан проверить документы, подтверждающие невозможность прохождения такого досмотра и обеспечить проверку ручным методом. При этом от сотрудника требуется быть корректным и вежливым с гражданами, не допускать унижения их достоинства. Также не допускается порча имущества пассажиров, их документов и пропусков.

Если приходится прибегать к применению физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, то делать это требуется в строгом соответствии с законодательством. Если сотруднику не удалось осуществить досмотр пассажира, багажа и ручной клади, то гражданин, оказавший сопротивление, не допускается к полету. А для исключения вероятности попытки провоза запрещенных веществ и материалов могут быть привлечены сотрудники полиции.

Перечень веществ и предметов, которые нельзя перевозить в багаже или ручной клади

В Российской Федерации действует Приказ №104 Министерства транспорта, в котором прописаны правила осуществления предполетного и послеполетного досмотров пассажиров, планирующих междугородние и международные перелеты. В апреле 2012 документ получил свежую редакцию, которой сотрудники российских аэропортов пользуются и по сей день. Документ содержит максимально подробные описания по организации досмотра багажа.

Приказ №104 содержит исчерпывающий перечень веществ, материалов и предметов, которые категорически не допускается провозить в ручной клади или багаже в самолете:

· токсичные, ядовитые и отравляющие вещества;

· взрывчатые вещества, предметы, в которых они содержатся;

· радиоактивные материалы;

· сжиженные и сжатые газы;

· воспламеняющиеся твердые вещества и легковоспламеняющиеся жидкости;

· едкие и коррозирующие вещества;

· окисляющие вещества и органические перекиси.

В отдельную категорию выделяются предметы и вещества, которые нельзя провозить в ручной клади, но для них существуют отдельные правила перевозки:

· рабочие инструменты, например, сверла, дрели, монтировки и прочее;

· оружие или предметы, внешне или по функциями его имитирующие;

· орудия, которые можно отнести к ударно-дробящим, например, дубинки, биты и другое;

· гели и жидкости во флаконах, емкость которых превышает 100 мл;

· колющие и режущие предметы, например, ножницы, иглы, топоры, ножи и прочее.

Если пассажир намеревается провозить оружие, он обязательно должен сдать его сотруднику службы безопасности аэропорта, который, в свою очередь, передаст его членам экипажа на время полета. О разрешении на оформление и передачу оружия необходимо подготовить заранее. Как правило, это делается за 1,5-2 часа до вылета самолета. Если пассажир не сдаст вещи, запрещенные к проносу в самолет, то представители аэропорта вправе изъять их.

Некоторые пассажиры находят уместным шутить о том, что у них с собой бомбы, оружие, наркотики и прочие потенциально опасные и запрещенные грузы. Сотрудники службы безопасности не склонны разделять такие шутки, а потому могут запросто снять пассажира с рейса и передать его в полицию, где того могут привлечь к уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о терроризме. Соответствующая статья присутствует в Уголовном кодексе РФ под номером 207.

Некоторые дополнительные правила досмотра багажа в аэропортах

Досмотр багажа в аэропорту может производиться как при владельце, так и без него. Однако, даже проведение досмотра в присутствии гражданина не исключает вероятности выборочной проверки багажа уже без владельца. Если предполагается вскрытие багажа при отсутствии пассажира, то необходимо присутствие целой комиссии, в которую будут входить все сотрудники смены, два свидетеля, а если потребуется, то и представители многих других государственных органов, осуществляющих разные виды контроля. При этом оформляется акт досмотра по особой форме. Помимо технических средств или ручного метода, при досмотре могут использоваться и кинологические подразделения.

Если выяснится, что багаж попадает в категорию потенциально опасных, то работники аэропорта вправе подвергнуть его контактному, то есть, ручному методу досмотра.

Главное помнить, что все меры направлены исключительно на обеспечение безопасности пассажиров и экипажа воздушного судна и ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве покушения на личную жизнь пассажира.

Заказать
exit